Поиск по сайту 

Mobile menu
Памятка «Никотин без табака»
Информационные материалы
Евробуклет
Профилактика употребления курительных смесей, наркотических средств, безопасности дорожного движения, профилактике мошенничества с использованием информационных технологий.
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «УЧИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ».
В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «УЧИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ». Наставничество является универсальной технологией передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций…
обложка3
Обложка2
Обложка1

8 класс

Готовимся к контрольной работе по теме

           "Основные классы неорганических соединений"

Написать уравнения реакций с помощью которых можно осуществить превращения:

ZnZnOZnCl2 →Zn(OH)2 → ZnOZn                 

1)    2Zn +  O2 = 2ZnO   реакция соединения

2)     ZnO + 2HCl = ZnCl2 + H2O  реакция обмена

3)     ZnCl2 + 2KOH = Zn(OH)2 + 2KCl  реакция обмена

4)     Zn(OH)2 = ZnO + H2O   реакция разложения

 

        ZnO + H2 = Zn + H2O     реакция замещения

   CaCa(OH)2  → CaSO4  →  BaSO4

1)    Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2↑ реакция замещения

2)     Ca(OH)2 + H2SO4 = CaSO4 + 2H2O  реакцияобмена

3)     CaSO4 + BaCl2  = BaSO4↓ + CaCl2 реакцияобмена

   SSO2SO3 H2SO4Na2SO4                                              

1)     S + O2 = SO2        реакция соединения

2)    2SO2  + O2  =  2SO3     реакция соединения  

3)    SO3  +  H2O = H2SO4              реакция соединения

4)     Na2O + H2SO4    = Na2SO+  H2O         реакцияобмена

  C  →  CO2  →  CaCO3  →  CO2 →  CaCO3 →  Ca(NO3)2                                     

1)    C + O2 = CO2        реакция соединения

2)    CO2  + Ca(OH)2 =CaCO3  + H2O   реакция обмена   или

  CO2  + CaO  =CaCO3     реакция соединения

3)    CaСO3 + 2HСl = CaCl2 + H2O + CO2↑     реакция обмена

4)    см.реакцию №2

5)    CaСO3 + 2HNO3 = Ca(NO3)2 + H2O + CO2↑     реакция обмена

Как работать с цепочками превращений.

     Цепочки превращений являются важным механизмом проверки знаний и умений, умению применять их на практике, способствуют развитию логического мышления учащихся.

     Разберемся с выполнением подобных заданий на конкретном примере:

Mg → MgO → MgCl2 → Mg(OH)2 → MgO → Mg

     Итак, первое задание – исходя из магния, получить оксид магния. Анализируя предложенные вещества, видим, что необходимо металл превратить в оксид металла. Различие между двумя веществами в наличии у оксида магния кислорода. Вспомним свойства металлов. Металлы взаимодействуют с неметаллами, в том числе, и с кислородом. Осталось записать уравнение химической реакции и расставить коэффициенты:

2Mg + O2 = 2MgO

     Второе задание – исходя из оксида магния, получить хлорид магния. Анализируем: имеем оксид магния, получаем соль – хлорид магния. Из оксида необходимо получить соль. Вспомним свойства оксидов. Основные оксиды взаимодействуют с кислотами с образованием соли и воды. Хлор входит в состав соляной кислоты, значить записываем уравнение реакции между оксидом магния и соляной кислотой и расставляем коэффициенты:

MgO + 2HCl = MgCl2 + H2O

     Третье задание – исходя из хлорида магния, получить гидроксид магния. Анализируем: имеем соль, необходимо получить основание. Вспоминаем свойства солей. Соли взаимодействуют с растворимыми основаниями (щелочами) с образованием нового основания и новой соли. Записываем уравнение реакции:

MgCl2 + 2NaOH = Mg(OH)2 + 2NaCl

     Четвертое задание – исходя из гидроксида магния, получить оксид магния. Анализируем: имеем основание, необходимо получить основный оксид. Вспоминаем свойства оснований. Нерастворимые основания при нагревании разлагаются на основный оксид и воду. Записываем уравнение химической реакции термического разложения гидроксида магния:

Mg(OH)2 = MgO + H2O

     Пятое задание – исходя из оксида магния, получить чистый металл магний. Анализируем: имеем основный оксид, необходимо получить металл. Вспоминаем свойства основных оксидов. Из оксида металла можно получить чистый металл несколькими способами с помощью восстановителей (C, CO, H2, более активный металл, электролиз). Записываем уравнение химической реакции восстановления металла из его оксида:

MgO + H2 = Mg + H2O

     Всё! Задание выполнено!

     Вы убедились в том, что если хорошо знаешь свойство классов неорганических веществ, выполнить задания цепочек превращений не представляет труда. Ну а если не знаешь, можно воспользоваться следующей шпаргалкой.

Свойства классов неорганических веществ.

(шпаргалка)

Основные оксиды:                

1.     Взаимодействуют с кислотными оксидами с образованием соли.

Пример:    CaO + CO2 = CaCO3

2.     Взаимодействуют с более активными металлами с образованием нового оксида и металла.

Пример: СuO + Mg = Cu + MgO

3.     Взаимодействуют с восстановителями (С, CO, H2) с образованием чистого металла и нового оксида.

Пример: Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O

4.     Взаимодействуют с кислотами с образованием соли и воды.

Пример: CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O

5.     Взаимодействуют с водой (оксиды щелочных и щелочноземельных металлов) с образованием щелочей.

Пример: Na2O + H2O = 2NaOH

Кислотные оксиды:

1.     Взаимодействуют с основными оксидами с образованием соли.

Пример:    CaO + CO2 = CaCO3

2.     Взаимодействуют с основаниями с образованием соли и воды.

Пример: CO2 + 2NaOH = Na2CO3 + H2O

3.     Взаимодействуют с солями, образованными более слабой кислотой с образованием новой соли и нового оксида.

Пример: SO3 + Na2SiO3 = Na2SO4 + SiO2

Основания:

1.     Взаимодействуют с кислотными оксидами с образованием соли и воды.

Пример: CO2 + 2NaOH = Na2CO3 + H2O

2.     Щелочи взаимодействуют с солями с образованием нового основания и новой соли.

Пример: 2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2↓ + 2NaCl

3.     Взаимодействуют с кислотами с образованием соли и воды.

Пример:  NaOH + HCl = NaCl + H2O

Кислоты:

1.     Взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности перед водородом с образованием соли и водорода.

Пример: Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

2.     Взаимодействуют с основными оксидами с образованием соли и воды.

Пример: CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O

3.     Взаимодействуют с основаниями с образованием соли и воды.

Пример:  NaOH + HCl = NaCl + H2O

4.     Взаимодействуют с солями с образованием новой соли и новой кислоты.

Пример: HCl + AgNO3 = AgCl↓ + HNO3

Соли:

1.     Взаимодействуют с солями с образованием новых солей.

Пример: BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4↓ + 2NaCl

2.     Взаимодействуют с металлами, если в ряду активности металл стоит перед металлом входящим в состав соли с образованием новой соли и металла.

Пример: CuCl2 + Mg = Cu + MgCl2

3.     Взаимодействуют с кислотами с образованием новой соли и новой кислоты.

Пример: HCl + AgNO3 = AgCl↓ + HNO3

4.     Взаимодействуют со щелочами с образованием нового основания и новой соли.

Пример: 2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2↓ + 2NaCl

5.     Взаимодействуют с кислотными оксидами, если оксид образует более сильную кислоту с образованием новой соли и нового оксида.

Пример: SO3 + Na2SiO3 = Na2SO4 + SiO2

Выполнить задания:

Осуществите цепочки превращений:

  а Sr →SrO → Sr(OH)2,

  б Р → Р2О5 → Н3РО4.

Из перечня формул выпишите отдельно формулы оксидов, оснований, кислот и солей и дайте им названия:

1.К2ОАl(OH)3 HNO3 HCl BaO BaSO4 AlPO4 CO2 H34 Fe(OH)2 Ag Cl NaNO3 Al2O3

2. Дана схема превращений. Составьте уравнения реакций.

Cu ® CuO ® CuCl2 → Cu(OH)2 Укажите тип реакций.

3. С какими из перечисленных веществ будет реагировать соляная кислота: HCl, CaO, CO2, H2O, Mg, Ba(OH)2. Напишите уравнения осуществимых реакций.

4. Напишите формулы следующих солей: сульфата калия, нитрата бария, карбоната натрия, фосфата кальция, сульфата цинка, сульфида железа (II), хлорида меди (II), силиката калия, сульфита натрия, бромида алюминия, иодида калия, гидрокарбоната магния, дигидрофосфата калия.

 

Домашнее задание.

9АБВГД

Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.

* 43 у 1-5 с 135

 задача 102 с 136

Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (Ш).

* 44 у 6-11

 з 3-4 с 136

91  

Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.

Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (Ш).

* 43 у 1-5 с 135

 з 102 с 136

* 44 у 6-11

 з 3-4 с 136

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Сплавы.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей

* 45 у 1-4

 з 1-3 с 147,

* 46- *47

 у 5-14

 з 4-6с147

10АБ

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение.

Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.

Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений

**27 -29

у 1-4,

11- 18

с 117-118

З 1 с118

111    

Окислительно–восстановительные реакции

* 11, записи в тетради

12АБ

Металлы побочных подгрупп (Б -  групп) периодической системы химических элементов

** 22 – 27  

У 1- 12 с 118 з 1-4 с 118

 Оксиды и гидроксиды металлов

*29 у 16-18 с 118

 З 6 с 118

 Сплавы металлов. Решение расчётных задач. Расчёты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного. * 28 у 13- 15 с 118

121  

Генетическая связь неорганических и органических веществ

* 33 у с 143