Значение проблемы самоопределения выпускников возрастает по ряду причин, важнейшими из них являются экономические и социальные. Психологические аспекты самоопределения личности связаны с выбором жизненного пути, реализацией своих намерений и способностей.
Самоопределение – длительный процесс, особое место в нем занимает социально-профессиональное самоопределение. Особенно перед учениками 9 классов стоит проблема выбора способа продолжения образования, направления получения образования, будущей профессии после окончания школы.
Готовность к профессиональному самоопределению выступает внутренним качеством личности.
Профессиональное самоопределение лежит в области профессиональной деятельности и требует соотношения возможностей человека с её содержанием и требованием. Отношение человека к миру профессий всегда избирательно. В условиях быстро меняющегося общества, где самым мобильным и эффективным является человеческий ресурс, вопрос о времени формирования отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности приобретает важное значение.
Подростковый период – особый период в формировании личности. Процесс освоения специальной сферы общественного опыта накладывается на этап обучения в основной школе и завершается необходимостью сделать выбор в направлении своего профессионального становления.
Проблема выбора выступает основной проблемой самоопределения, в т.ч. социально-профессионального. Выбор тех или иных альтернатив в ситуации профессионального самоопределения обусловлен как внешними обстоятельствами, так и внутренними факторами.
Многие авторы отмечают, что большинство школьников следуют на практике такими путями в профессиональном самоопределении, как:
· интуитивно, прислушиваясь к собственному внутреннему голосу;
· методом проб и ошибок, реально пробуя выполнять различные роли и примерять их к себе;
· с помощью советов значимых сверстников и взрослых, следуя их рекомендациям;
· с помощью логических рассуждений, выбора рационального способа принятия решений.
Вместе с тем ошибка в выборе дорого стоит в прямом и переносном смысле, цена вопроса – время и деньги.
Задействованными оказываются мотивационная сфера, склонности и направленность личности, общие и профессиональные способности. Особое значение приобретает информированность учащихся о рынке труда. Эта работа осуществлялась в течение учебного года.
2013-14 учебный год |
I. Результаты мониторинга определения выпускников 12 классов/групп МОУ «Вечерняя школа №1»:
год
|
Поступили в учебные заведения ВПО и СПО
|
2009-10
|
48%
|
2010-11
|
56%
|
2011-12
|
48%
|
2012-13
|
43%
|
2013-14
|
37%
|
Показатели
|
|
12 кл.
|
Общее количество выпускников
|
57
|
Количество выпускников, которые трудоустроены
|
27
|
Количество выпускников, которые призваны в армию
|
4
|
Общее количество обучающихся, определившихся с выбором дальнейшего обучения, в том числе:
|
21
|
в образовательных организациях высшего образования
|
16
|
в профессиональных образовательных организациях
|
5
|
Количество обучающихся, не определившихся с выбором дальнейшего обучения,
|
5
|
в том числе по болезни
|
|
Образовательные организации высшего образования
|
12 кл.
|
1.
|
ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный технический университет»
|
Всего:
|
7
|
2.
|
ФГБГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет»
|
Всего:
|
6
|
4.
|
Филиал ФГБОУ ВПО «Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина» в г. Вологде
|
Всего:
|
2
|
22.
|
Образовательные организации высшего образования за пределами Вологодской области
|
Всего:
|
3
|
г. Санкт-Петербург
|
3
|
Профессиональные образовательные организации
|
Кол-во обуч-ся 12 кл.
|
8
|
БОУ СПО ВО "Вологодский строительный колледж"
|
Всего:
|
1
|
Сервис домашнего и коммунального хозяйства
|
|
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
|
1
|
18
|
Машиностроительный техникум ФГБОУ ВПО ВоГУ
|
Всего:
|
1
|
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (заочно)
|
1
|
19
|
Вологодский техникум железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВПО "Петербургский государственный университет путей сообщения"
|
Всего:
|
1
|
25
|
Профессиональные образовательные организации за пределами Вологодской области
|
Всего:
|
2
|
г. Санкт-Петербург
|
2
|
Результаты профессионального определения выпускников основной школы представлены в таблице:
Показатели
|
|
9 кл.
|
Общее количество выпускников
|
29
|
Количество выпускников, продолжающих обучение в вечерних школах
|
4
|
Количество выпускников, которые трудоустроились
|
8
|
Количество выпускников, определившихся с выбором дальнейшего обучения в профессиональных образовательных организациях
|
15
|
Количество обучающихся, не определившихся с выбором дальнейшего обучения,
|
2
|
Профессиональные образовательные организации
|
|
6
|
БОУ СПО ВО "Вологодский промышленно-технологический техникум"
|
Всего:
|
1
|
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
|
1
|
7
|
БОУ СПО ВО "Вологодский политехнический техникум"
|
Всего:
|
3
|
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
|
3
|
9
|
БОУ СПО ВО "Вологодский колледж коммерции, технологии и сервиса"
|
Всего:
|
3
|
Коммерция (по отраслям)
|
|
Организация обслуживания в общественном питании
|
3
|
10
|
АОУ ВО СПО "Вологодский колледж связи и информационых технологий"
|
Всего:
|
1
|
Сети связи и системы коммутации
|
1
|
11
|
БОУ СПО ВО "Вологодский колледж технологии и дизайна"
|
Всего:
|
2
|
Гостиничный сервис
|
|
Дизайн (по отраслям) (дизайн одежды)
|
|
Документационное обеспечение управления и архивоведение
|
2
|
14
|
БОУ СПО ВО "Вологодский строительный колледж"
|
Всего:
|
2
|
Землеустройство
|
|
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
|
2
|
36
|
БОУ СПО ВО "Вологодский областной музыкальный колледж"
|
Всего:
|
1
|
Вокальное искусство
|
1
|
43
|
НОУ СПО Вологодский кооперативный колледж
|
Всего:
|
2
|
Гостиничный сервис
|
2
|
46
|
Профессиональные образовательные организации за пределами Вологодской области
|
Всего:
|
1
|
другие города
|
1
|
|
2014-15 учебный год |
I. Результаты мониторинга определения выпускников 12 классов/групп МОУ «Вечерняя школа №1»:
год
|
Поступили в учебные заведения ВПО и СПО
|
2010-11
|
56%
|
2011-12
|
48%
|
2012-13
|
43%
|
2013-14
|
37%
|
2014-15
|
45%
|
Класс
|
Кол-во
|
ВПО
|
СПО
|
Другое (работа, декрет, армия и т.д.)
|
12а
|
13
|
2
|
1
|
10
|
12б
|
7
|
2
|
1
|
4
|
12-1
|
13
|
3
|
6
|
4
|
Всего
|
33
|
7
|
8
|
18
|
%
|
100%
|
21%
|
24%
|
55%
|
Результаты показали, что 45% (в прошлом году 37%) выпускников ориентированы на продолжение образования.
II. Результаты мониторинга определения выпускников 9 классов/групп МОУ «Вечерняя школа №1»:
Класс
|
Кол-во
|
10 класс/в том числе ВСШ
|
СПО
|
Другое (работа, декрет, армия, осуждены, МУК и т.д.)
|
Не определились
|
9а
|
9
|
-
|
7
|
1
|
1
|
9б
|
7
|
-
|
4
|
3
|
-
|
9в
|
9
|
3/2
|
3
|
2
|
1
|
9г
|
3
|
-
|
2
|
1
|
-
|
9д
|
4
|
/1
|
1
|
1
|
1
|
9-1
|
6
|
2/2
|
2
|
-
|
2
|
9-2
|
4
|
|
3
|
1
|
-
|
Всего
|
42
|
6
|
22
|
9
|
5
|
%
|
100%
|
14%
|
52%
|
21%
|
12%
|
год
|
Поступили в учебные заведения СПО
|
10 класс
|
Не определились
|
2013-14
|
52%
|
14%
|
7%
|
2014-15
|
52%
|
14%
|
12%
|
Результаты показали, что 52% (в прошлом году 52%) девятиклассников ориентированы на продолжение образования. 6 выпускников 9-х классов продолжили обучение в 10-м классе в том числе в МОУ «Вечерней школы№1» - 5; 22 поступили в учреждения начального и учреждения среднего профессионального образования. Не определились с выбором 5 учащихся, 1 осуждён, 3 работают, 1 -уход за ребёнком, 2 пойдут в армию в осенний призыв.
|